ТРАКТОР. ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Много к чему мы, современные люди, привыкли, и даже не задумываемся о том, какой вклад в мировую историю внесли те или иные революционные изобретения. Одним из них, действительно революционным изобретением, стал трактор. Сейчас трудно переоценить вклад миллионов тружеников, железных заменителей лошадок, в экономику и развитие хозяйства.
Трактор
Трактор - это колёсная или гусеничная самоходная машина, предназначенная для выполнения различных сельскохозяйственных, дорожных и транспортных работ. Выполнение перечисленных работ может осуществляться трактором, путём буксировки машин или повозок, или же креплением сельскохозяйственных и дорожных машин непосредственно к остову трактора. Одновременно с буксировкой той или иной машины, трактором посредством спец. вала отбора мощности может приводить в движение механизмы буксируемой машины.
Кроме того, двигатель трактора можно использовать для приведения в движение механизмов стационарных машин. Для этой цели трактор оборудуется приводным шкивом.
Слово "трактор" происходит от латинского слова Trago - волочу, тащу.
Следовательно, латинское слово "трактор" соответствует русскому слову "тягач" (самоход, предназначенный для тяги).
История трактора
Работа русских изобретателей над созданием первого Т. протекала в непосредственной связи с работой по созданию "самобеглых колясок", "самокатов", паросиловых установок и двигателей внутреннего сгорания. Поэтому ниже излагаются сведения, отображающие основные этапы в развитии перечисленных выше машин.
В 1741 самоучка-изобретатель крестьянин Леонтий Шамшуренков, а вслед за ним в 1791 знаменитый деятель русской техники И. П. Кулибин построили самодвижущиеся экипажи (под названием "самобеглая коляска" "самокатка"), приводимые в движение мускульной силой человека. На самокате И. П. Кулибина были применены такие механизмы, как коробка передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза. Для аккумулирования кинетической энергии и выравнивания скорости движения самокатки в её механизм был включён маховик. Так. обр., у само катки И. П. Кулибина были налицо все механизмы трансмиссии будущего Т. и автомобиля. В 1764, уральским изобретателем И. И. Ползуновым была построена паровая машина непрерывного действия.
Используя изобретение И. И. Ползунова, в 1883 русский конструктор К. Янкевич, петербургский лафетный мастер, представил в министерство путей сообщения описание и чертежи парового самохода под названием "быстрокат". В "быстрокате" К. Янкевича был применён трубчатый котёл. В начале 19 в. работал над созданием "сухопутных пароходов" новатор техники В. П. Гурьев. В книге "Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России" (СПБ, 1836, стр. 46) Гурьев в отношении перспектив сухопутных пароходов писал, что их применение "...обещает величайшее благо всем странам и народам: есть даже надежда, что и самое земледелие скоро будет иметь главным орудием сухопутные пароходы. Одна машина в двадцать лошадей силы ...может действовать двадцатью плугами вдруг и проходить по десять верст в час. имея только двух или трех работников для управления..."
В 183 7 штабс-капитан русской армии Дмитрий Загряжский, с целью повышения проходимости экипажей по бездорожью, разработал конструкцию и сделал заявку на "экипаж с подвижными колеями", т. е. на гусеничный ход, сформулировав своё изобретение след. образом: "Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, предоставляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность". В 1876 штабс-капитан артиллерии С. Маевский предложил ещё более тщательно разработанную конструкцию гусеничного тягача. В своей заявке С. Маевский писал о необходимости ввести для изменения скорости движения коробку передач.
Крестьянин с. Никольского, Вольского уезда, Саратовской губ., Фёдор Абрамович Блинов (рождения 1827) не только получил в 1879 привилегию на "особого устройства вагон с бесконечными рельсами", но и построил прототип современного гусеничного трактора. Трактор Блинова был показан на Саратовской (1889), а затем на Нижегородской (1896) выставках. Независимо от Д. Загряжского, С. Маевского и Ф. А. Блинова, А. П. Костиков-Алмазов изобрёл "цепи, долженствующие служить тропинками для перехода через болота" (т. е. гусеницы). В 1889 и 1893 на Вземирной Парижской выставке и Колумбовой выставке в Чикаго А. П. Костиков-Алмазов демонстрировал свои изобретения, за что на Парижской выставке был награждён орденом "Академическая пальма офицера академии". Уместно заметить, что фирма Холт (США) выпустила 1-й колёсно-гусеничный Т. только в 1912, т. е. через 32 года после появления трактора Блинова и через 5 лет посте демонстрации "цепей-тропинок" А. П. Костикова-Алмазова на выставке в Чикаго.
На рис. 1 - а, б показан схематически чертёж и рисунок гусеничного трактора Ф. А. Блинова, воспроизведённый по описанию современника Блинова Я. В. Мамина Первые Т. и автомобили были оборудованы паросиловыми установками, весьма громоздкими и тяжёлыми. В следствие этого как Т., так и автомобили не обладали достаточной маневренностью и проходимостью. Для Т., автомобилей, особенно для воздухоплавательных аппаратов, требовался двигатель более компактный и значительно облегчённый.
В прошлом столетии над вопросам создания лёгкого двигателя использующего жидкое топливо (бензин), начал работать капитан русского флота О. С Костович. В 1879 - 1885 О. С. Костовичем был создан бензиновый. 8-цилиндровый, 4-тактный двигатель мощностью в 80 л. с. В этом двигателе впервые было применено зажигание электрической искрой от аккумулятора (тоже русского изобретения). Двигатель О. С. Костовича весил 240 кг. т е. удельный вес (частное ст деления веса двигателя на его мощность) составлял 3 кг л. с. Такие весовые показатели двигателя были достигнуты за границей лишь в 1908. Достижения О. С. Костовича позволили в 1882 группе русских инженеров во главе с Путиловым построить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, названный "моторной пролёткой". Известно, что Даймлер построил в 1885 двухколёсный, а Бенц в 1887 - трёхколёсный самодвижущиеся экипажи с двигателем внутреннего сгорания (Германия), следовательно, значительно позднее и не без влияния русских техников.
Созданием трактора с двигателем внутреннего сгорания занимался Талантливый ученик Ф. А. Блинова - Яков Васильевич Мамин.